Если кто-то и символизирует современную российскую фантастику, как некую целостность, так это несомненно С.Лукьяненко. В восьмидесятых годах он написал несколько вполне ученических, но добротных вещей («Атомный сон», «Пристань желтых кораблей»), а потом изваял настоящий шедевр «Рыцари сорока островов», короткую «детскую» повесть, сразу создавшую ее автору литературное имя. Потом были многие и многие книги, неизменно популярные, «успешные». Все более и более холодные. Это проявилось даже в названиях: «Холодные берега», «Звезды — холодные игрушки». В полном соответствии с «принципом комфортности» из текстов ушла истинная новизна, но остался ее протез, так что можно до остервенения спорить в компьютерной Сети о подлинной этике Наставников или о сущности виртуальной свободы.
…Иногда очень хочется узнать, какие книги написал зрелый С.Лукьяненко в том Оотражении, в котором литературный мир не захлестнул сначала «кризис индустриализации», а потом волна «перепотребления»…
Мы говорим о «кризисе фантастики», но ведь возвращение эпохи шестидесятых является несбыточной мечтой, а если не сравнивать с «золотым веком», то встает резонный вопрос: «Кризис по сравнению с чем?» Может быть, с «молодогвардейским» застоем ранних восьмидесятых, когда в течение года выходило три-четыре неудобочитаемых сборника?
Вся проблема состоит в том, что эти сборники лишь кажутся неудобочитаемыми! Они остались такими в наших воспоминаниях, когда каждая новинка была событием, читалась и анализировалась, и сравнивалась обязательно с лучшими образцами жанра.
Совсем по-иному обстоит дело теперь.
Году в восемьдесят пятом я подготовил ярко «антимолодогвардейскую» статью «Фантастика восьмидесятых: причины кризиса». В частности, там было много ругани в адрес Ю.Никитина и его сборника «Далекий светлый терем». Тогда пара-тройка рассказов из этого сборника показались мне едва ли не худшим из всего, что когда-либо приходилось читать. На днях «Терем» вышел в очередном постперестроечном издании. Я взял книгу в руки и с удивлением обнаружил, что на современном среднем уровне ЭТО выглядит совсем даже не плохо. Ну, например, по сравнению с Ю.Петуховым или полуфантастическими детективами, которым несть числа, то есть основной массой издающейся ныне фантастической литературы.
Это стало первым неприятным открытием. Но неизмеримо печальнее было обнаружить, что и тексты, которые остались в памяти вершинами жанра, ныне воспринимаются как нечто вполне заурядное, не плохое, конечно, но и не выдающееся. То есть я помню и люблю эти книги, но отдаю себе отчет в том, что, появись они сейчас, я бы их не выделил из общего ряда. Мир, в котором перестаешь чувствовать разницу между Стругацкими и Щербаковым — могли бы мы пятнадцать лет назад представить себе такую антиутопию?
Жил в селе пекарь: возле церкви, близ церкви Иоанна-Галеевского (она была большая, церковь). Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что за время обмелели или, лучше сказать, совсем потухали последние ее свечи. свечи теплились пред темными образами. Свет от них освещал только иконостас и слегка середину церкви. Отдаленные углы притвора были закутаны мраком.
Харитон приходил в церковь и становился обыкновенно около дверей. Многие из них были заперты, прочие двери с замками и малеваниями поминутно открывались и показывали, что там никого нет. С другой стороны двери в двери глядели несколько бесцветных взглядов света, как будто бы в них не было огня.
Он вспоминал о красавице жене своей, хорошенькой, и к ней, казалось, уже чересчур привыкнуть нельзя. Ах, как было бы хорошо провести эту ночь вместе с нею. Но увы! Увы, покамест, вместо сего, грезит мысль о ней, как будто об одной только внезапной, временной помощи, и тайная тихая грусть подступает к нему. «Экая судьба!» — подумал про себя Харитон и, пришедши к себе в комнату одеться и лег в постель. Долго боролся он с бессонницею, наконец, пересилил ее. Опять какой-то сон, какой-то пошлый, гадкой сон. Боже, умилосердись: хотя на минуту, хотя на одну минуту покажи ее! Мою милую супругу, которую я еще недавно держал в своих объятьях. Но занемогла она родами дочери, и нет больше моей милой, без которой, может быть, и не будет никогда ничего. Сердце мое только так и ломается от горя.
Поступил в продажу новый роман Сергея Лукьяненко, открывающий совершенно новый цикл, действие которого разворачивается в XXIII столетии.
Запущен как проект «интерактивного романа» на Литмаркете.
От авторов:
Четверть века назад Николай Перумов и Сергей Лукьяненко написали книгу «Не время для драконов», соединив воедино миры магии и науки.
Более миллиона читателей в разных странах помнят историю Виктора, ставшего хранителем и властелином Срединного Мира — охраняющего порядок от хаоса и хаос от порядка.
Двадцать пять лет читатели ждали продолжения — и оно пришло. Авторы приступили к новой книге: «Не место для людей».
Но… это не просто книга. Это немного большее.
Во-первых, она публикуется в реальном времени, по ходу написания. Каждую неделю читателей ждёт новая глава истории.
А во-вторых, авторы впервые реализовали для читателя возможность персонального выбора — то, что ранее существовало лишь в компьютерных играх.
Как это работает?
В каждой главе читателя ждёт выбор, объясняющий мотивы поведения основных героев. Что ими двигало — гнев, расчёт, любовь, страх, благородство? Каждый официально зарегистрировавшийся читатель получает свой профиль книги — и в конце истории свой персональный финал истории.
Авторы обещают около двадцати финальных вариантов книги, рассчитанных по специальному алгоритму.«Не место для людей» — это та книга, которую каждый читатель напишет для себя вместе с авторами. Книга, ставшая возможной лишь в наши дни.
***
Поскольку не все поняли механизм, поясняю ещё раз.
Каждый читатель видит ОБА ВАРИАНТА развилки, объясняющих МОТИВЫ поведения героев. Дальнейший текст остаётся неизменным ДО ФИНАЛА. Именно в финале выбранные вами варианты просчитываются и вы получаете персональный финал истории. Нечто подобное было, к примеру, в компьютерных играх серии «Фоллаут» или «Ведьмак».
Герой книги по имени Григ путешествует по Стране Снов. В эту страну отправляется каждый из нас, когда засыпает и видит сны, но лишь некоторые могут путешествовать по ней осознанно. И совсем немногие могут влиять на мир сновидений. Таких людей называют Снотворцами. Все подвластно этим великим мастерам снов. Но и у них есть противоречия, а иногда и вражда. Главный герой оказывается втянутым в конфликт двух Снотворцев. Он вынужден принять их предложение и отправиться на поиски великого Артефакта. Грига ждут захватывающие приключения с троллями, волшебными артефактами, таинственными книгами и борьбой темных и светлых сил.