[image]

Почему люди слушают музыку?

 
1 2 3
RU Виктор Банев #23.12.2023 20:24  @Fakir#23.12.2023 20:06
+
-
edit
 
Lamort>>> Вообще, интересно наверно выглядит инструментальный концерт с точки зрения существа, которое не воспринимает музыку вообще, - что-то вроде сборища зомби. :)
Fakir> © Оливер Сакс, "Музыкофилия", предисловие
"Пришельцы не могут понять, что происходит с человеческими существами, когда они слушают или сочиняют музыку, потому что с ними самими не происходит ровным счетом ничего. Они сами как вид лишены музыки."©

Ну, вообще-то, пришельцы не смогут воспринимать ЛЮБОЕ человеческое искусство, не только музыку, как мы не поймем красоту мира с точки зрения осьминога.
Да что там пришельцы...Я, как-то, в Ханчжоу попал на концерт китайской музыки: не народных фольклорных попевок, а просто китайской музыки. Там были довольно масштабные произведения, но на истинно китайских инструментах. Во-первых, у них не темперированный строй (И.С. Бах прошел мимо них). Во-вторых, у них пентатоника - диатонического звукоряда они не знают. По этой простой причине, я не получил никакого удовольствия, и даже не смог понять уровня мастерства исполнителей и композиторов.... :(
Это мне напомнило гастроли Театра Кабуки у нас в БДТ. То же самое очучение. В фойе, правда, рафинированные до полупрозрачности "искусствоведы" из ленинградской интеллигенции громко восхищались, ну, примерно, в стиле "Глубоко копают!" Короче, "Синдром Черного Квадрата" во всей красе.
В итоге, в антракте я пожал плечами и пошел коньяки пить в рюмочную у Чернышева Моста.... :D
   2323
Это сообщение редактировалось 23.12.2023 в 20:32
NL Fakir #23.12.2023 20:52  @Виктор Банев#23.12.2023 20:24
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В.Б.> Ну, вообще-то, пришельцы не смогут воспринимать ЛЮБОЕ человеческое искусство, не только музыку, как мы не поймем красоту мира с точки зрения осьминога.

Тут несско круче. Можно воспринимать не совсем так или вообще не так, как "основная аудитория", но всё же воспринимать - а можно не воспринять вообще. Ту же пентатоническую китайскую музыку может и не воспримем с восторгом, а так, "ну ква", но хотя бы поймём, что это музыка, о чём оно вообще. В китайской живописи при её своеобразии тоже можно найти что-то и получить удовольствие.

А когда некое явление такое, что просто невозможно понять - что оно такое, зачем, нафига. Это уже край непонимания.
   97.0.4692.9997.0.4692.99
RU U235 #02.01.2024 12:58  @Виктор Банев#23.12.2023 20:24
+
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
В.Б.> Ну, вообще-то, пришельцы не смогут воспринимать ЛЮБОЕ человеческое искусство, не только музыку, как мы не поймем красоту мира с точки зрения осьминога.

Ну вот вполне себе искусство пришельцев другое существо оценило :)

Прежде чем перейти к YouTube

Мы используем файлы cookie и данные, чтобы: Если вы выберете "Принять все", мы также будем использовать файлы cookie и данные, чтобы: Если вы выберете "Отклонить все", мы не будем использовать файлы cookie для этих дополнительных целей. Неперсонализированные материалы и реклама подбираются с учетом таких факторов, как контент, который вы просматриваете в текущий момент, и ваше местоположение (для показа рекламы используются данные только о приблизительном местоположении). Персонализированные материалы и реклама также могут включать рекомендованные видео (в том числе на главной странице YouTube) и объявления, подобранные с учетом ваших действий, например истории просмотра и поиска на YouTube. //  Дальше — www.youtube.com
 
   2323
RU Виктор Банев #02.01.2024 13:36  @Fakir#23.12.2023 20:52
+
+2
-
edit
 
В.Б.>> Ну, вообще-то, пришельцы не смогут воспринимать ЛЮБОЕ человеческое искусство, не только музыку, как мы не поймем красоту мира с точки зрения осьминога.
Fakir> Тут несско круче. Можно воспринимать не совсем так или вообще не так, как "основная аудитория", но всё же воспринимать - а можно не воспринять вообще.
Музыка - единственное из Искусств, для восприятия которого не требуется зрение. Поэтому, самое абстрактное. Но и у нее есть свои законы гармонии. Один мой стародавний приятель (покойник), неплохой гитарист-самоучка (И10 был его соседом в общаге), слушая "Бёрн" ДП, там где Лорд лабает простецкую "золотую секвенцию", говорил: "Вот это место у меня такое душевное томление вызывает, не знаю, почему, но аж сердце щемит!" - дружок, ты барочной музыки не наслушался, с нее надо начинать познавание этого искусства. "Конечно же, Вивальди, давно ассоциируется с выпивкой"©. Довлатов. Лично у меня барокко (кроме Баха, но он гений) ничего кроме зевоты уже не вызывает: это когда стопятьсотую "золотую секвенцию" Вивальди воспринимаешь с омерзением..... Но я дорос до Шостаковича, мужественно преодолев Стравинского....Но вот высоту Шёнберга, Денисова, Шнитке и Губайдуллиной не взял. Еще надо поучиться..... :p
P.S. как-то, в экспедиции, сыграл на скрипке "неизвестный" трехчастный концерт Вивальди, который придумал сходу, в процессе исполнения. Налепил секвенций, из которых вся барочная музыка и состоит. Нормально так прошло, рафинированный эрмитажный и ЛОИА - народ схавал.... :D Те, которых я посвятил в этот розыгрыш, ржали..... :p
   2323
Это сообщение редактировалось 02.01.2024 в 13:51
RU U235 #02.01.2024 14:52  @Виктор Банев#02.01.2024 13:36
+
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
В.Б.> Музыка - единственное из Искусств, для восприятия которого не требуется зрение. Поэтому, самое абстрактное. Но и у нее есть свои законы гармонии.

Не соглашусь. На мой взгляд, свободы, абстракции и разнообразия в изобразительном искусстве намного больше. Просто потому что зрение позволяет намного больше информации и разнообразия передать. Картины могут одинаково успешно продаваться и с чем кто красивым, и с чем-то некрасивым, нарисованным на них. А музыку - ну никак ты не продашь слушателю если она дисгармонична и отталкивающа. Ну разве что если ты не гений типа Шнитке, который в этой дисгармонии найдет своеобразную гармонию, которую и продаст слушателю. Музыка - искусство намного более каноничное и зарегулированное, нежели живопись
   2323
RU U235 #02.01.2024 14:55  @Виктор Банев#02.01.2024 13:36
+
-
edit
 

U235

координатор
★★★★★
В.Б.> Музыка - единственное из Искусств

И при этом музыка, видимо, работает на более низшем уровне сознания, нежели изобразительное искусство. Животные, по крайней мере высшие, собаки и прочие млекопитающие, на человеческую музыку нередко реагируют, слушают, а иногда даже и подпевают. А вот картина ту же собаку если и заинтересует, то разве что как предмет на который лапу задрать можно.
   2323

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Музыка, мозг, музыкальные способности

Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека. Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. //  Дальше — m-zerkalo.narod.ru
 
в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В ее переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3,5 тыс. волосковых клеток, а в глазу - 100 млн. фоторецепторов. Но наши психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т.к. даже кратковременное обучение способно изменить характер переработки мозгом "музыкальных входов".
 



Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона).

Под влиянием опыта первичная слуховая кора может перенастраиваться -
в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью
к важным для человека звукам и музыкальным тонам
, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма).
 



Музыкально одаренный мозг

Подобно тому, как кратковременное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звук, длительное обучение усиливает реакции нервных клеток и даже вызывает физические изменения в мозге. Реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, а некоторые области их мозга развиты чрезмерно.
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99
RU Виктор Банев #14.03.2024 01:19  @Fakir#14.03.2024 00:28
+
+1
-
edit
 
Fakir> Музыка, мозг, музыкальные способности
"Реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, а некоторые области их мозга развиты чрезмерно."©.
Это точно. Многие профи удручены своей реакцией. Особенно, закончившие теоретико-композиторское отделение консы (ТКО), как моя супруга. Чтобы не слушала, в голове: "первая побочная, вторая, шестая пониженная, незавершенный оборот с переходом в субдоминанту, затем в параллельную тональность с фригийским ладом" и т.д. (термины понадёргал от балды). Пушкин гениально описал эту беду: "музыку я разъял, как труп".
Нам, дилетантам - слушателям, проще: слушаешь себе, слушаешь, пока катарсис не сделается.... :D
Дочка (скрипачка), с т.н. "собачьим слухом" (это выше абсолютного), на любой звук, в котором можно хоть как-то выделить основную гармонику, про себя автоматом произносит: "си бемоль", "до диез" и т.д.
Впрочем, у других то же самое. Свояченица полчаса пялилась на Ренуара, пока не выдала: "Вот, оказывается, как он это делает!" (она тогда увлеченно писала в стиле импрессионистов).
Так что, нам, дилетантам, проще, слава Богу: можем воспринимать искусство "душой", а не мозгом.... :)
   2424
RU Mikey vers2 #15.03.2024 11:49  @Виктор Банев#02.01.2024 13:36
+
-
edit
 

Mikey vers2

втянувшийся


.Но вот высоту Шёнберга, Денисова, Шнитке и Губайдуллиной не взял. Еще надо поучиться..... :p


Спорную вещь скажу - Шёнберг( с двумя другими "отцами-соучредителями") , сам того не ведая, создал прецедент БУРБАКИзма в музыке. Только БУРБАКИ - для очень-очень своих)), , а музыка - для слушателей, коих великое множество. А, кстати, Губайдулина звучит вполне традиционно, встречается у неё и джазовое звучание. Только анализировать, как она достигла этого звучания , наверное, не следует, потому что это уже счёт, а не прослушивание.
   2424
RU Виктор Банев #15.03.2024 12:21  @Mikey vers2#15.03.2024 11:49
+
-
edit
 
M.v.> .Но вот высоту Шёнберга, Денисова, Шнитке и Губайдуллиной не взял. Еще надо поучиться..... :p
M.v.> Спорную вещь скажу - Шёнберг( с двумя другими "отцами-соучредителями") , сам того не ведая, создал прецедент БУРБАКИзма в музыке. Только БУРБАКИ - для очень-очень своих)), , а музыка - для слушателей, коих великое множество.
Если вы имеете ввиду излишнюю заформализованность, то это в музыке испокон веков. Фуги и Прелюдии Баха настолько формализованы, что, зная принципы построения, "под Баха" очень легко писать. Жене дали задание написать фугу. Написала. Принесла преподу, говорит "Ерунда какая-то получилось, на Баха похоже" - "А почему вы, милочка, считаете что Бах -это ерунда?". :D Так же есть сонатная форма, сюитная, симфоническая, балладная, песенная и частушечная....И много еще других.
M.v.> А, кстати, Губайдулина звучит вполне традиционно, встречается у неё и джазовое звучание. Только анализировать, как она достигла этого звучания , наверное, не следует, потому что это уже счёт, а не прослушивание.
Шнитке написал музыку к десяткам кинофильмов. Кстати, в большинстве случаев - классную. Но слушать его симфонические произведения, в которых, как на столб, натыкаешься на "незавершенные обороты" - Увольте. Это как "переносные рифмы" у Бродского. Читаешь - и вдруг тебе фейсом об тэйбл...
С формальной позиции, Пушкин был бы двоечник в Литературном Институте им. Горького. В самом деле, за рифму "занемог - мог" и "себя-тебя" - однозначно, неуд. И это только в первой строфе... А уж за количество глагольных рифм его бы просто выперли..... :D
   2424
Это сообщение редактировалось 15.03.2024 в 12:28
RU Mikey vers2 #15.03.2024 22:32  @Виктор Банев#15.03.2024 12:21
+
-
edit
 

Mikey vers2

втянувшийся


M.v.>> .Но вот высоту Шёнберга, Денисова, Шнитке и Губайдуллиной не взял. Еще надо поучиться..... :p
M.v.>> Спорную вещь скажу - Шёнберг( с двумя другими "отцами-соучредителями") , сам того не ведая, создал прецедент БУРБАКИзма в музыке.
В.Б.> Если вы имеете ввиду излишнюю заформализованность, то это в музыке испокон веков. Фуги и Прелюдии Баха настолько формализованы, что, зная принципы построения, "под Баха" очень легко писать.

БУРБАКизм это не только заформализованность. В первую очередь это "категорный" язык. Внутри профессии бывает полезным инструментом. Для док-ва "структурных" , скажу так, теорем. Но "наружу" его без необходимости не показывают,верно?

А Шенберг свой своеобразный муз. язык демонстрирует слушателям (лишив их "правильных"
для европейского уха вещей - тяготения к тонике, каденций (какие у него каденции - подвисания какие-то), отсутствие ладовости ( не на пустом месте она ведь возникла, из голоса-уха, а не из абстрактных размышлений ...)а ,значит, и мелодизма. Я к тому ,что Шенберга (к примеру) и не пытаюсь слушать - не нравится он мне (мягкое определение). Но это моё впечатление и моё мнение :) .

В.Б.> Шнитке написал музыку к десяткам кинофильмов. Кстати, в большинстве случаев - классную. Но слушать его симфонические произведения, в которых, как на столб, натыкаешься на "незавершенные обороты" - Увольте. Это как "переносные рифмы" у Бродского. Читаешь - и вдруг тебе фейсом об тэйбл...

Губайдулина ,если не вру, тоже писала к фильмам. Ну вот несколько лет назад случайно оказались на концерте старшекурсников и аспирантов (ТКО, кстати, Московской консы), где я услышал пару её вещей. Хорошо! Понравилось! Потому что слушаешь МУЗЫКУ, а не анализируешь, что и каким способом хотел сказать автор.
   2424

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

«Мозг слушает». Глава из книги • Книжный клуб

Рассказ о проекте по исследованию характеристик слухового мозга у пожилых людей, выявленному снижению способности не только к восприятию звука, но и осмысливанию услышанного, а также возможных способах противостоять этому процессу. //  elementy.ru
 
Но что мы знаем точно, так это то, что звук — это доступ к нашей памяти, когда остальная связь с миром съедена деменцией. Оперная певица мирового класса Нэнси Густафсон рассказывает о своей матери, у которой деменция прогрессировала до такой степени, что она уже не узнавала Нэнси и не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Однажды Нэнси села за фортепиано в отделении, где находилась ее мама, и начала играть рождественские песни. Почти тотчас мама стала подпевать и потом какое‑то время поддерживала беседу. Нэнси основала ассоциацию «Песни наизусть» («Songs by Heart»), чтобы помогать петь людям с деменцией, живущим в домах престарелых. Музыка помогает людям с деменцией поддерживать эмоциональное и когнитивное здоровье15.
 



Мозг пожилых людей, игравших на музыкальном инструменте всего лишь на протяжении трех лет много десятилетий назад, имеет признаки более «молодого» мозга33. В частности, наблюдается более правильная временная развертка ответа на такие сложные компоненты, как ЧМ речи. Этот результат хорошо согласуется с комплементарными данными на животных, показывающими, что обогащение звуковой среды на ранних этапах развития улучшает обработку звука в более поздние годы34. Однако это улучшение все‑таки более скромное, чем у пожилых людей, которые продолжают заниматься музыкой. Только у людей, занимающихся музыкой на протяжении всей жизни, улучшается обработка всех компонентов звука, что отражено на рис. 2. Другие исследования роли музыкальных занятий в ранние годы показали, что у пожилых людей с хотя бы десятью годами музыкальной практики за плечами лучше память, организованность и когнитивная гибкость по сравнению с другими людьми с такими же данными, но без опыта (или с небольшим опытом) музыкальных занятий35.

А что, если вы уже пожилой человек и никогда не занимались музыкой? Помогут ли музыкальные занятия, если вы начнете сегодня?

Да! Как у сов с призмами на глазах и у других животных36, человеческий звуковой разум продолжает формироваться до самой старости. Пожилой человек, начинающий заниматься музыкой сегодня, получит пользу как в отношении нервной обработки сигналов, так и в отношении качества слуха. Хоровое пение по два часа в неделю на протяжении десяти недель с еженедельными уроками по вокалу привело к улучшению качества слуха на фоне шума и усилению нервного ответа на основные частоты в речи (высота голоса) у людей от 50 и до 80 лет37. Обучение игре на фортепиано в пожилом возрасте помогало лучше слышать на фоне шума и усиливало моторно-речевую систему мозга38. Еще в одном исследовании сравнивали эффект прослушивания и исполнения музыки, и оказалось, что у людей от 60 до 80 лет, которые играли музыку, улучшалась рабочая память и координация движений рук39.
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов • Новости науки

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает. //  elementy.ru
 
Хорошо известно, что музыка сильно воздействует на наше настроение. Интересно напомнить читателям, что и на животных музыка действует сходным образом. Так, было показано, что у крыс с синдромом тревожности музыка Моцарта уменьшает проявления беспокойства, о чем можно судить по изменениям пульса и кровяного давления, увеличению содержания дофамина и его метаболитов в крови. У цыплят музыка также вызывает увеличение содержания дофамина в крови. В обоих исследованиях все показатели сравнивались с контрольными особями, которые слышали только белый шум. Эти данные означают, что человеку эмоциональное восприятие музыки досталось в наследство от каких-то древних способностей животных. Оно заложено у нас в генах. Но пока эта тема — огромное белое пятно в наших представлениях о прекрасном. Эта научная история только начинается (см. E. Brattico, M. Pearce, 2013. The Neuroaesthetics of Music).

И у животных, и у человека во время прослушивания музыки активируются рецепторы дофамина типа D2 в различных отделах мозга. У человека это полосатое тело в области прилежащего ядра, нижняя лобная извилина и миндалина. Рецепторы D2 имеют две изоформы — длинную (D2L) и короткую (D2S), функционирующие как пресинаптические и постсинаптические рецепторы. Соотношение изоформ зависит от нуклеотидной замены в одном из интронов гена этого рецептора. В зависимости от присутствия того или иного варианта данного аллеля — их называют G и Т — соотношение D2S/D2L меняется. Меняется соответственно и восприятие и обработка эмоциональной информации. Ученые проверили, как реагируют носители того или иного аллеля на звучание музыки, как у них меняется настроение. Кроме того, важно было понять, имеются ли различия в активации тех участков мозга, которые вовлечены в эмоциональное восприятие музыки.
 



Выяснилось, что прослушивание музыки улучшает настроение у носителей GG, а на настроение носителей GT музыка влияет слабо. Зато шум ухудшает настроение у носителей GT, тогда как людям с аллелем GG шум настроения почти не портит.
 
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

«На музыке». Глава из книги • Книжный клуб

Как мозг обрабатывает музыку? Какие задействуются участки мозга, с какими еще задачами они ассоциируются, как эволюционируют при онтогенезе? Как проявляется в этой обработке временная протяженность музыки? И какими методами ученые все это установили? //  elementy.ru
 



...

То же и с высотой звука: из одномерного континуума молекул, колеблющихся с разной скоростью, мозг выстраивает богатое многомерное пространство звуков разной высоты с тремя, четырьмя или даже пятью измерениями (согласно некоторым моделям). Если наш мозг достраивает столько измерений к тому, что на самом деле существует в мире, это может объяснить нашу глубокую реакцию на правильно построенные и умело объединенные звуки.

...

Музыкальные схемы у нас тоже есть, и формироваться они начинают еще в утробе матери, а затем дорабатываются, корректируются и иным образом дополняются каждый раз, когда мы слушаем музыку. Наша схема для западной музыки включает неявное знание гамм, которые там используются. Вот почему индийская или пакистанская музыка, например, звучит для нас странно, когда мы слышим ее впервые. Индийцам и пакистанцам она странной не кажется, а еще не кажется странной младенцам (по крайней мере, она звучит для них не более странно, чем любая другая). Это может показаться очевидным, но музыка кажется нам необычной лишь в силу несоответствия тому, что мы научились воспринимать как музыку. К пяти годам дети приучаются распознавать последовательности аккордов в своей музыкальной культуре — у них формируются схемы.

У нас также есть схемы для разных музыкальных жанров и стилей.


...

Локальные характеристики устной речи, такие как способность отличать одни ее звуки от других, по-видимому, латерализованы в левом полушарии. Мы обнаружили подобную латерализацию и в обработке мозгом музыки. Общий контур мелодии — ее мелодическая форма, не включающая интервалы, — обрабатывается в правом полушарии, там же локализована и способность тонко различать ноты, находящиеся близко друг к другу по высоте. В соответствии с языковыми функциями левое полушарие участвует в наименовании характеристик музыки, например названия песни, исполнителя, инструмента или музыкального интервала. Музыканты, когда играют правой рукой или читают ноты из правого зрительного поля2, используют для этого левое полушарие, так как оно отвечает за движения правой половины тела. Есть также новые доказательства того, что отслеживание развития музыкальной темы — размышления о тональности, гамме и о том, есть ли у музыкального произведения смысл, — латерализуется в левой лобной доле.

По-видимому, обучение музыке приводит к некоторому смещению ее обработки из правого (образного) полушария в левое (логическое), поскольку музыканты учатся говорить — и, возможно, думать — о музыке в лингвистических терминах. И похоже, что при нормальном развитии мозга проявляется еще большая специализация полушарий: дети демонстрируют меньшую латерализацию обработки музыки, чем взрослые, независимо от того, музыканты они или нет.

Лучше всего начать изучать музыкальные ожидания мозга с рассмотрения того, как мы отслеживаем последовательность аккордов. Самое важное отличие музыки от изобразительного искусства в том, что она проявляется во времени. Ноты звучат последовательно и заставляют нас, то есть наш мозг и разум, делать предположения о том, что будет дальше. Эти предположения — существенная часть музыкальных ожиданий.

...


Музыкальная система, по-видимому, функционирует независимо от языковой, о чем свидетельствуют многочисленные исследования пациентов, которые в результате повреждения мозга утрачивают только одну из этих способностей, но не обе сразу. Самый известный случай — история Клайва Уиринга, музыканта и дирижера, у которого повреждения мозга наступили в результате герпетического энцефалита. Как сообщил невролог Оливер Сакс, Клайв утратил большую часть автобиографической памяти, кроме музыкальных воспоминаний. Сообщалось и о других случаях, когда пациент больше не мог обрабатывать музыку, но при этом сохранял языковые способности и воспоминания. Когда у Равеля отказали некоторые части коры левого полушария, он утратил чувство высоты звука, не потеряв, однако, чувства тембра, и этот недостаток вдохновил его на создание «Болеро» — пьесы, где во всей красе предстают именно вариации в тембре. Короче говоря, музыка и речь действительно задействуют некоторые общие нейрональные ресурсы, но при этом идут каждая своим путем. Тесное соседство зон обработки музыки и речи в височных долях, а также их частичное перекрытие позволяют предположить, что сети нейронов, которые задействуются для обработки музыки и языка, скорее всего, изначально нераздельны. Затем получение человеком опыта и нормальное развитие дифференцируют функции этих двух очень похожих популяций нейронов. Достаточно вспомнить о том, что младенцы в самом раннем возрасте считаются синестетами. По-видимому, они неспособны различать сигналы, поступающие от разных органов чувств, и воспринимают мир как своего рода психоделический союз всех чувств.

...

Но удивительнее всего то, что области левого полушария, которые, как мы обнаружили, участвуют в определении музыкальной структуры, оказались теми же, что активируются у глухих людей во время общения на языке жестов. Это говорит о том, что область мозга, которую мы идентифицировали, не просто обрабатывает последовательность аккордов в музыке или предложение в речи и делает вывод о том, есть ли в них какой-то смысл. Оказалось, что она еще и реагирует на визуальную информацию, например на последовательность слов, воспроизведенных с помощью американского жестового языка. Мы нашли доказательства существования такой области мозга, которая обрабатывает структуру в целом, при том что эта структура передается во времени. Несмотря на то что данные туда поступают из различных популяций нейронов, а данные оттуда передаются через различные сети, она постоянно участвует в решении любых задач, связанных с организацией информации во времени.

Нейрональная основа восприятия музыки стала понятнее. Все звуки начинаются с барабанной перепонки. Они сразу разделяются по высоте. Потом, вероятно, речь и музыка расходятся — каждая обрабатывается по своей схеме. Речевые схемы раскладывают звуковой сигнал на отдельные фонемы — согласные и гласные звуки, из которых состоит наша фонетическая система. Музыкальные схемы раскладывают звуковой сигнал по разным характеристикам и отдельно анализируют высоту звука, тембр, контур и ритм. Выходы от нейронов, выполняющих эти задачи, поступают в области лобной доли, которые собирают всю информацию воедино и определяют, есть ли во временной последовательности какая-либо структура или порядок. Лобные доли обращаются к нашему гиппокампу и областям височной доли и запрашивают информацию из банков памяти, которая может помочь понять полученный сигнал. Слышали ли мы эту конкретную последовательность раньше? Если да, то когда? И что она значит? Является ли она частью большей последовательности, которая разворачивается перед нами прямо сейчас?


   97.0.4692.9997.0.4692.99
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru