Как мозг обрабатывает музыку? Какие задействуются участки мозга, с какими еще задачами они ассоциируются, как эволюционируют при онтогенезе? Как проявляется в этой обработке временная протяженность музыки? И какими методами ученые все это установили?
// elementy.ru
...
То же и с высотой звука: из одномерного континуума молекул, колеблющихся с разной скоростью,
мозг выстраивает богатое многомерное пространство звуков разной высоты с тремя, четырьмя или даже пятью измерениями (согласно некоторым моделям). Если наш мозг достраивает столько измерений к тому, что на самом деле существует в мире, это может объяснить нашу глубокую реакцию на правильно построенные и умело объединенные звуки.
...
Музыкальные схемы у нас тоже есть, и формироваться они начинают еще в утробе матери, а затем дорабатываются, корректируются и иным образом дополняются каждый раз, когда мы слушаем музыку. Наша схема для западной музыки включает неявное знание гамм, которые там используются. Вот почему индийская или пакистанская музыка, например, звучит для нас странно, когда мы слышим ее впервые. Индийцам и пакистанцам она странной не кажется, а еще не кажется странной младенцам (по крайней мере, она звучит для них не более странно, чем любая другая). Это может показаться очевидным, но музыка кажется нам необычной лишь в силу несоответствия тому, что мы научились воспринимать как музыку. К пяти годам дети приучаются распознавать последовательности аккордов в своей музыкальной культуре — у них формируются схемы.
У нас также есть схемы для разных музыкальных жанров и стилей.
...
Локальные характеристики устной речи, такие как способность отличать одни ее звуки от других, по-видимому, латерализованы в левом полушарии.
Мы обнаружили подобную латерализацию и в обработке мозгом музыки. Общий контур мелодии — ее мелодическая форма, не включающая интервалы, — обрабатывается в правом полушарии, там же локализована и способность тонко различать ноты, находящиеся близко друг к другу по высоте. В соответствии с языковыми функциями левое полушарие участвует в наименовании характеристик музыки, например названия песни, исполнителя, инструмента или музыкального интервала. Музыканты, когда играют правой рукой или читают ноты из правого зрительного поля2, используют для этого левое полушарие, так как оно отвечает за движения правой половины тела.
Есть также новые доказательства того, что отслеживание развития музыкальной темы — размышления о тональности, гамме и о том, есть ли у музыкального произведения смысл, — латерализуется в левой лобной доле.
По-видимому, обучение музыке приводит к некоторому смещению ее обработки из правого (образного) полушария в левое (логическое), поскольку музыканты учатся говорить — и, возможно, думать — о музыке в лингвистических терминах. И похоже, что при нормальном развитии мозга проявляется еще большая специализация полушарий: дети демонстрируют меньшую латерализацию обработки музыки, чем взрослые, независимо от того, музыканты они или нет.
Лучше всего начать изучать музыкальные ожидания мозга с рассмотрения того, как мы отслеживаем последовательность аккордов. Самое важное отличие музыки от изобразительного искусства в том, что она проявляется во времени. Ноты звучат последовательно и заставляют нас, то есть наш мозг и разум, делать предположения о том, что будет дальше. Эти предположения — существенная часть музыкальных ожиданий.
...
Музыкальная система, по-видимому, функционирует независимо от языковой, о чем свидетельствуют многочисленные исследования пациентов, которые в результате повреждения мозга утрачивают только одну из этих способностей, но не обе сразу. Самый известный случай — история Клайва Уиринга, музыканта и дирижера, у которого повреждения мозга наступили в результате герпетического энцефалита. Как сообщил невролог Оливер Сакс, Клайв утратил большую часть автобиографической памяти, кроме музыкальных воспоминаний.
Сообщалось и о других случаях, когда пациент больше не мог обрабатывать музыку, но при этом сохранял языковые способности и воспоминания. Когда у Равеля отказали некоторые части коры левого полушария, он утратил чувство высоты звука, не потеряв, однако, чувства тембра, и этот недостаток вдохновил его на создание «Болеро» — пьесы, где во всей красе предстают именно вариации в тембре. Короче говоря, музыка и речь действительно задействуют некоторые общие нейрональные ресурсы, но при этом идут каждая своим путем. Тесное соседство зон обработки музыки и речи в височных долях, а также их частичное перекрытие позволяют предположить, что сети нейронов, которые задействуются для обработки музыки и языка, скорее всего, изначально нераздельны. Затем получение человеком опыта и нормальное развитие дифференцируют функции этих двух очень похожих популяций нейронов. Достаточно вспомнить о том, что младенцы в самом раннем возрасте считаются синестетами. По-видимому, они неспособны различать сигналы, поступающие от разных органов чувств, и воспринимают мир как своего рода психоделический союз всех чувств.
...
Но удивительнее всего то, что области левого полушария, которые, как мы обнаружили, участвуют в определении музыкальной структуры, оказались теми же, что активируются у глухих людей во время общения на языке жестов. Это говорит о том, что область мозга, которую мы идентифицировали, не просто обрабатывает последовательность аккордов в музыке или предложение в речи и делает вывод о том, есть ли в них какой-то смысл. Оказалось, что она еще и реагирует на визуальную информацию, например на последовательность слов, воспроизведенных с помощью американского жестового языка. Мы нашли доказательства существования такой области мозга, которая обрабатывает структуру в целом, при том что эта структура передается во времени. Несмотря на то что данные туда поступают из различных популяций нейронов, а данные оттуда передаются через различные сети, она постоянно участвует в решении любых задач, связанных с организацией информации во времени.
Нейрональная основа восприятия музыки стала понятнее.
Все звуки начинаются с барабанной перепонки. Они сразу разделяются по высоте. Потом, вероятно, речь и музыка расходятся — каждая обрабатывается по своей схеме. Речевые схемы раскладывают звуковой сигнал на отдельные фонемы — согласные и гласные звуки, из которых состоит наша фонетическая система. Музыкальные схемы раскладывают звуковой сигнал по разным характеристикам и отдельно анализируют высоту звука, тембр, контур и ритм. Выходы от нейронов, выполняющих эти задачи, поступают в области лобной доли, которые собирают всю информацию воедино и определяют, есть ли во временной последовательности какая-либо структура или порядок. Лобные доли обращаются к нашему гиппокампу и областям височной доли и запрашивают информацию из банков памяти, которая может помочь понять полученный сигнал. Слышали ли мы эту конкретную последовательность раньше? Если да, то когда? И что она значит? Является ли она частью большей последовательности, которая разворачивается перед нами прямо сейчас?