Русский мистик Гурджиев утверждал, что в каждом из нас уживаются разные личности. Сейчас эту поразительную идею разделяют многие ученые-психологи и нейрологи. Как указывает Гурджиев, «я», которое усиленно трудится, кажется отличным от «я», которое страстно и с наслаждением занимается любовью, а третье «я», которое иногда выходит из себя по незначительным поводам, кажется третьей личностью, и т.д. И в этом нет ничего метафизического, так как даже энцефалограммы позволяют это зафиксировать. Доктор Фрэнк Патнэм из Национального института здравоохранения обнаружил, что в экстремальных случаях множественной личности – а только такие экстремальные случаи и признает ортодоксальная психиатрия – каждой из «личностей» соответствует отдельный тип мозговых волн, как если бы исследователи переносили электроды с одного испытуемого на другого.
Доктор Росси определяет эти отдельные личности как «ситуативные информационные системы». В трезвом и пьяном состояниях мы не только представляем две разные личности, как миллионер из фильма Чаплина, но и имеем разные информационные банки (разную память). Вот почему многие отмечают, что, протрезвев, не могут вспомнить события, происходившие с ними в пьяном состоянии, но эта память «чудесным образом» возвращается к ним во время следующего опьянения. Подобное явление еще чаще возникает при употреблении ЛСД; никто не в состоянии вспомнить богатство ощущений, доставляемых этим наркотиком, пока не будет принята следующая доза.
...
Отдельные «личности», или информационные системы, существующие в обычном человеке, делятся на четыре основные группы. Кроме того, у людей, которые занимаются тем или иным видом нейрологического самоисследования (метапрограммирования), можно выделить еще четыре дополнительные группы.
1. Оральная система биовыживания. Эта система, похоже, содержит в себе импринты и кондиционирование, относящиеся к раннему детству, а также основанный на них последующий опыт.
...
2. Анальная территориальная система. Так как все млекопитающие метят свою территорию экскрементами, стадия развития, на которой ребенок учится ходить, и связанные с ней процедуры приучения к туалету закладывают в человеке систему территориальных синергетических импринтов и кондиционирований – то, что фрейдисты называют «анальностью» (садо-мазохизм)
...
3. Семантическая времясвязывающая система. После того как ребенок знакомится с языком – то есть узнает, что племенные правила игры снабжают поток опыта ярлыками и метками, – импринтируется и кондиционируется новая информационная система, которая затем может расти и развиваться в течение всей жизни.
...
4. Социосексуальная система. По достижении половой зрелости наша ДНК высвобождает молекулы-посланники РНК, которые извещают все подсистемы, что настал брачный период. Во время этого процесса полностью преображается тело, а также изменяется нервная система («сознание»). Появляется новое «я».
...
Какая бы система ни доминировала в определенный момент времени, она всегда проявляется в качестве эго или «я». Это справедливо в двух смыслах:
1. Люди, познакомившиеся с мистером А, когда у него доминировало Оральное подчинительное «я», таким его и запомнят. Те же, кто познакомится с ним в момент, когда у него будет доминировать Семантическое рациональное «я», запомнят его как человека совершенно другого типа. И т.д.
2. Ситуативные информационные системы, как обсуждалось выше, действуют таким образом, что, если одно из «я» доминирует, вы на удивление прочно «забываете» другие «я» и действуете так, словно ваш головной мозг имеет доступ только к информационным банкам доминирующего в данный момент времени «я». Так, например, будучи напуганы до младенческих оральных состояний, вы можете подумать: «Я всегда был слабаком», совершенно забывая моменты, когда в вас преобладал анальный доминатор или вашим мозгом управляли семантические или сексуальные импринты, и т.д.
Слепая 37-летняя женщина с расщеплением личности начинала видеть, когда становилась подростком
После травмы врачи диагностировали у молодой женщины кортикальную слепоту — она возникает из-за поражения затылочной доли мозга, которое мешает мозгу правильно принимать или интерпретировать сигналы, поступившие по зрительному нерву.
Внутри женщины жили больше десяти разных личностей, боровшихся за контроль над её телом. Во время попыток врачей избавить её от этого расстройства к женщине вернулось зрение. Но видела не 37-летняя немка, а подросток, которым она иногда становилась. Переключение между личностями происходило мгновенно, и в момент перехода женщина либо начинала видеть, либо погружалась в темноту.
К Вальдфогелю Б.Т. попала спустя тринадцать лет после аварии, но из-за другого диагноза — «диссоциативного расстройства личности». В пациентке боролись за право обладания её телом десять личностей, различных по полу, возрасту, привычкам, темпераменту. Они даже говорили на разных языках — некоторые только на английском, некоторые — на немецком, а иные — на обоих языках. Б.Т. в детстве жила в Германии, а затем — в англоязычной стране.
Спустя четыре года психотерапии произошло нечто странное. После очередного приёма Б.Т. увидела слово на обложке журнала. Это было первое слово, которое она увидела за семнадцать лет. Сперва она видела только слова целиком, когда была задействована определённая личность. Отдельные буквы она не воспринимала. Но эта способность со временем улучшилась — сначала она начала читать, а затем — распознавать отдельные буквы. Позже большая часть личностей начала видеть в большую часть времени. При переключении между личностями зрение могло пропасть.
Вальдфогель и Страсбургер убеждены, что слепота Б.Т — расстройство психологического характера, а не физического. Что-то произошло и заставило женщину отреагировать потерей зрения. Даже сейчас две её личности полностью слепы, они продолжают использовать этот неизвестный механизм.
Страсбургер отмечает, что в некоторых случаях особенно сильного эмоционального напряжения у пациента может возникнуть желание стать слепым — чтобы не видеть происходящее. Мозг человека способен влезать в зрение, даже когда глаза работают нормально. Если глаза видят разные изображения, то мозг вырезает одно из них — чтобы избежать путаницы. Также мозг вмешивается в визуальную обработку изображений, когда вы пытаетесь сосредоточиться на определённых объектов в поле вашего зрения.