Трамваи, идущие по льду Невы.
Я тут порылся в книгах
- вот подробности, кому интересно.
Первая ледовая линия была проложена в 1895 году. Что интересно была она проложена именно поперек Невы между Сенатской площадью и Васильевским островом и имела длину всего 180 саженей (около 380 м) - т.е. это фактически был просто перевоз с одного берега на другой. Тем не менее он пользовался большой популярностью, поэтому уже в следующем году было создано "Высочайше утвержденное Товарищество для эксплуатации электричества М.М.Подобедова и Ко" которое проложило по льду три трамвайных маршрута: от Сенатской площади на Васильевский остров, от Дворцовой набережной на Петербургскую сторону, от Суворовской площади на Выборгскую сторону. Затем добавили еще один маршрут: от Суворовской площади на Петербургскую сторону. Проект оказался очень прибыльным - за сезон удавалось перевезти до 900 тыс. пассажиров, что подтолкнуло городские власти к судебной тяжбе с владельцами конно-железных дорог (длившийся с февраля 1896 по сентябрь 1902 года) с целью признать недействительным договор от 1875 г. Договор был заключен на 40 лет и запрещал городским властям без разрешения Акционерного общества конно-железных дорог кому либо еще разрешать пассажирские перевозки в Петербурге. После победы в суде городская дума приняла решение о строительстве наземных линий трамвая и 16 сентября 1907 года был открыт первый маршрут от Главного штаба до 8-й линии В.О.
Тем не менее последние омнибусы по Петербургу ходили еще в 1914 году, а конка продержалась еще дольше - 28 августа 1917 года городская управа приняла решение: "Ввиду полного истощения лошадей и неустранимых затруднений в получении фуража закрыть все линии конной тяги 1-10 сентября". Именно с этой даты трамвай стал основным городским транспортом в СПб (не считая паровиков - но их было немного).